Здания школьных учебных заведений состоят из помещений разного размера и функционального назначения: классные комнаты, спортзал, столовая, учебные лаборатории, компьютерные классы и т.д. Для каждого помещения есть свои требования по воздухообмену и особенности вентилирования.
Ученые доказали, что в помещениях с качественным составом воздуха дети внимательнее, меньше болеют и лучше запоминают информацию. Если в воздухе наблюдается избыток углекислого газа, снижается активность, портится настроение, возникает вялость и раздражительность.
Поскольку дети школьного возраста большую часть времени проводят в школах, для поддержания здоровья и максимальной успешности обучения важно создать в учебных классах комфортный микроклимат с оптимальной температурой воздуха.
Проблема большинства украинских учебных заведений, которые негативно влияют на качество воздуха:
- старые помещения, и как следствие, устаревшая система вентиляции, не способная обеспечить необходимый воздухообмен или вообще ее полное отсутствие;
- герметичные двери и окна;
- большое количество пыли в связи с некачественной уборкой и высокой активностью детей.
Присутствие большого количества людей в помещении приводит к стремительному росту в воздухе уровня углекислого газа, микробов и микробов.
Низкое качество воздуха оказывает негативное влияние на организм ребенка, повышает риск развития различных заболеваний дыхательных путей, аллергических реакций, астмы, респираторных и простудных заболеваний.
Кроме того, для детей начальной и средней школы характерен высокий уровень активности и подвижности – они постоянно бегают, прыгают, играют в игры. Если на улице теплая погода оптимальный вариант – проводить перерывы, уроки физической культуры на улице, где всегда достаточно свежего воздуха. Проблемы возникают в холодное время года, когда осадки или низкая температура не способствуют длительным прогулкам.
В результате дети становятся менее активными, снижается продуктивность, наблюдается плохое настроение и сонливость в течение дня. Именно поэтому качественный воздухообмен в школе является одним из важнейших факторов для успешности и хорошего самочувствия ребенка.
Требования к вентиляции в школах
Так, в классных комнатах нормативным считается 16 м³ на одного ученика. Для лабораторных кабинетов и классов с компьютерной техникой необходимо 20 м³ притока свежего воздуха на час для одного человека. Вентиляция в спортзалах и столовой – не менее 50 м³⁄ час. Оптимальные микроклиматические параметры: температура воздуха 16-22С, относительная влажность воздуха 30-60%, содержание СО2 до 1л/м³.
Если воздухообмен недостаточен, пребывание в таких помещениях провоцирует проблемы с обучением и угрозу для здоровья детей. Увеличивается содержание углекислого газа, снижается концентрация и внимание, ухудшается самочувствие, возможны обострения аллергических проявлений, а в эпидемиологический период учащиеся чаще болеют. Открытые окна не решают проблемы, поскольку образуют сквозняки, а в зимний период теряется драгоценное тепло.
Особенности устройства системы вентиляции в школах
Лучший вариант – организация принудительного притока и вытяжки воздуха в учебных заведениях. Поскольку с установкой герметичных окон природной вентиляции уже недостаточно. Для получения положительного баланса показатель вытяжки воздуха в помещении должен быть меньше, чем показатель притока.
Отдельно обустраивают механическую вытяжную вентиляцию в санитарных узлах и помещениях с местными вытяжками: химической лаборатории с вытяжным шкафом, мастерских со станками и т.д.
В помещениях кухни, посудомоечных и туалетов, где природного проветривания также недостаточно, устанавливаются самостоятельные системы вентиляции. При этом вентиляция столовой и буфета проектируется в соответствии с нормами общепита.
Какую систему вентиляции выбрать для школы?
Для школьных и других учебных заведений необходимо устанавливать приточно-вытяжную вентиляцию с рекуперацией тепла. Эти вентиляционные установки, в которых с обеих сторон есть два вентилятора, вращающихся в противоположные стороны и обеспечивающие доступ свежего воздуха и удаление избытка углекислого газа без стандартного проветривания помещений. Соответственно приточный и вытяжной воздух двигаются одновременно по разным каналам одно навстречу другому. Благодаря теплообменнику вытяжной воздух отдает тепло приточному, этот процесс называется рекуперацией. Таким образом, благодаря вентиляции воздух с улицы попадает в помещение свежим и подогретым до комнатной температуры. Специалисты рекомендуют купить рекуператор, предварительно согласовав необходимое устройство и количество установок, необходимых каждому учебному помещению.
Параметры выбора вентиляционного оборудования
В процессе выбора вентиляционной системы, прежде всего, необходимо обеспечить рекомендуемые показатели:
- температуру воздуха – от 16 до 22 градусов;
- влажность – от 30 до 65%;
- содержание СО2 – до 1 литра на 1 м³.
Также на этапе проектирования следует учесть следующие параметры:
- расположение и размер помещения;
- количество людей;
- наличие вредных факторов;
- технические характеристики рекуператора.
Рекуператор – инновационное решение вентиляции учебных помещений
Выбирая вентиляционную установку, следует учесть, что в зимний период помещение будет значительно охлаждаться. Следовательно, на системы вентиляции придется дополнительно тратить теплоресурсы. Если же установить в помещении приточно-вытяжную установку с рекуперацией тепла, наоборот, все внутреннее тепло сохраняется, при этом свежий воздух продолжает поступать.
Также важно, что при удалении отработанного воздуха из помещения удаляется излишняя влага, которая является наибольшим врагом любого сооружения без качественной вентиляции. Из-за чрезмерной влажности и нехватки свежего воздуха, появляется плесень и грибок на стенах, потеют окна помещения. Только правильная система вентиляции может эффективно справиться с этими проблемами в учебных заведениях.
Как видим, вентиляция учебных помещений – важный и сложный вопрос, требующий особого внимания. В случае, если силами самого учебного заведения рекуператор купить проблематично, можно воспользоваться многочисленными опциями программ финансирования от НЕФКО, ЕБРР, ПРОООН.